Дидактическая игра – это обучающая игра.
Она имеет огромное значение в развитии ребенка дошкольного возраста, так как в этом возрасте ведущей деятельностью является игровая деятельность.
Дидактические игры способствуют развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний об окружающем мире, их обобщению и закреплению, расширенному представлению о предметах и явлениях природы, растениях, животных (например, в играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходства и различия предметов);
Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.
Дидактические игры способствуют развитию речи детей: пополнению и активизации словаря (во время игры дети учатся определять те или иные предметы, сравнивать и группировать их, различать по назначению);
Также дидактическая игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между людьми. В ней ребёнок проявляет чуткое отношение к окружающим его людям, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде, сочувствовать окружающим. Ребенок учится высказывать свои мысли в той или иной ситуации и делать выводы;
Дидактические игры делятся на три основных категории:
- с игрушками и предметами;
- настольно – печатные;
- словесные.
Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам.
Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребёнок, указывают путь к достижению цели.
Вводить новые игры нужно постепенно. Они должны соответствовать возрасту ребенка.
Задача взрослых — не только не мешать играм ребёнка, но и создавать развивающую игровую среду, учить ребёнка играть в разные игры.
Дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной деятельности; дают огромные возможности воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.