Музыкальный руководитель Мещалкина С.В.
Можно ли назвать ребенка, который с первых лет своей жизни не проявлял бы никакого интереса музыке? Не попытался бы сам напевать, дудеть, отбивать ритм рукой или ритмически топать, или не пробовал бы освоить музыкальную игрушку-свистульку, барабан и др. Конечно нет! Мир звуков окружает ребенка еще в раннем возрасте, с самого момента рождения.
Не нужно никому доказывать - как это хорошо - приобщать ребенка к музыке. Так же не найдешь родителей, которые не стали бы думать о музыкальных занятиях своих детей.
Одной из самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного познания звукового мира, а через него и основ музыкального искусства, являются игры звуками. Автором, разработавшим идею игр звуками, является австрийский композитор Вильгельм Келлер, сподвижник и коллега Карла Орфа.
Игры со звуками – очень увлекательное занятие. Поскольку это довольно просто, дети включаются в игру с большим удовольствием. Игры со звуками помогают детям творчески проявить себя, закладывают основы творческого мышления, что важно для общего гармоничного развития личности ребенка.
Существует много вариантов творческих заданий, в которых можно использовать элементарную импровизацию.
Наиболее известные и доступные:
- озвучивание стихотворений и сказок;
- озвучивание рассказов о явлениях природы, животных и птицах;
- сочинение собственных рассказов и озвучивание их;
- придумывание и озвучивание загадок о явлениях природы, окружающего мира и т. д.
Безусловно, те или иные способы озвучивания должны соответствовать возможностям детей, их интересам, времени года и т. д. Важно также научить детей чувствовать и понимать смысл текста стихотворения или сказки, осмысленно подбирать подходящий инструмент, темп звучания.
Поскольку способности малышей 3-4 лет еще только раскрываются и возможности невелики, помощь взрослого (а особенно родителя) нужна и полезна. Что лучше укрепляет связь с ребенком, чем совместное творчество?
Сегодня я хочу рассказать вам об одном из вариантов игры со звуком, вы сможете сами поучаствовать в озвучивании стихотворения и сказки, и поймете, как можно в такие творческие игры играть дома с ребенком.
Какие же инструменты подходят для совместного музицирования с детьми? Возможно, у вас дома есть простые детские музыкальные инструменты – барабан, бубен, дудочка, колокольчик, погремушка
Подойдут и предметы, что имеются в каждом доме – расческа, пластиковые или бумажные стаканчики, газеты, ложки (деревянные или металлические) и т. д. (показ «инструментов»).
Также можно изготовить самодельные инструменты. Вот, посмотрите можно взять упаковку от игрушки киндер-сюрприза, наполнить ее горохом, фасолью, крупой, можно положить бусинки или скрепки. А можно взять несколько таких «шумелок» и, прикрепив, к круглой основе, изготовить бубен (показ инструментов).
Для начала нужно помочь ребенку исследовать возможности инструментов.
• Предложите малышу поиграть так, как он хочет. Спросите, на что может быть похоже звучание того или иного предмета, инструмента.
• Предложите ему выбрать из нескольких инструментов тот, что лучше подойдет для озвучивания шагов, дождика.
Все то, что было сказано выше об играх звуками с инструментами, относится и к играм голосом. Голос и артикуляционный аппарат (зубы, губы, язык) может использоваться для различной звукокрасочной игры, создания звуковых эффектов: свиста, шипения, цоканья языком и т. п.
Также можно использовать так называемые «звучащие жесты»: хлопки, шлепки, щелчки, притопы. Они могут быть разными.
При этом огромную роль играет взаимодействия взрослого и ребенка. Это, конечно, творческое сотрудничество, совместный поиск способа выполнения того или иного задания