Наступает новая жизнь, когда маленькийребеноквпервые выходит в мир. И начинается большая жизнь обычно сдетского сада.
Что такоеадаптация?
- Вхождение в новую среду и приспособление к новым условиям социального существования, к новому режиму.
- Комплекс процессов и действий, направленных на приспособление к изменяющимся условиям существования.
Уровниадаптации:
Психологический уровеньадаптации (предстоит привыкнуть):
- К отсутствию значимого взрослого(мамы, папы)
- Большому количеству новых людей и необходимости с ними взаимодействовать
- Необходимости в одиночку справляться со своими проблемами
- Необходимости отстаивать свое личное пространство
Физиологический(надо привыкнуть):
- К новому режиму, ритму жизни, новым нагрузкам(необходимости сидеть, слушать, выполнять команды)
- Невозможности уединения
- Необходимости самоограничений
- Новой пищи, новым помещениям, освещенности, запахам
Степениадаптации:
В зависимости от длительностиадаптационногопериода различают три степениадаптации ребенка к детскому саду:
1 – 16 дней - легкаяадаптация
20-40 дней –адаптация средней тяжести
от 40 до 64 дней – тяжелаяадаптация
Три степени тяжести прохожденияадаптационного периода
- Легкаяадаптация- к 20-му дню пребывания в ДОУ нормализуется сон,ребенокнормально ест не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес без изменений.
- Средняяадаптация- поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ. Нервно-психическое развитие насколько замедляется(замедление речевой активности). Заболеваемость не более 2-х раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес без изменений или несколько снизился.
- Тяжелаяадаптация- характеризуется значительной длительностью(от двух до шести месяцев и дольше)и тяжестью всех проявлений.
Факторы, мешающиеадаптации малыша к д/с:
1. Слишком сильная зависимостьребенка от мамы.
2. Чрезмерная тревожностьродителей.
3. Нежелание взрослых давать большую самостоятельность малышу.
4. Воспитаниеребенкав духу вседозволенности.
5. Неврологическая симптоматика уребенка: астеничность, гиперактивность и т. п.
6. Болезненность малыша.
7. Отсутствие в доме адекватного малышу режима дня.
Типичные ситуации, с которыми сталкиваютсяродители, когдаребенок начинает ходить в детский сад (началоадаптационного периода):
1.«НЕ ХОЧУ!»
Ребенок плачет, капризничает каждый раз, когда приходит время идти в садик. Это позволяетребенкуоткрыто говорить о том, что ему не нравится.Родителимогут ему сочувствовать, говорить, что им действительно жалко, когда он грустит, расставаясь с ними, но "так уж устроен мир - мамы и папы работают, а дети ходят в садики и в школы".Ребенок, который открыто протестует против садика, чаще всего довольно хорошоадаптируется, еслиродители не ругают его, не стыдят, а выражают сочувствие, оставаясь уверенными в том, что садик - хороший выбор для ихребенка.
2. ДОМА - КАПРИЗЫ, В САДИКЕ - УСПЕХИ.
«Удивительно, но мой сын в садике совершенно не такой, как дома. Мне даже обидно, ведь я дома так стараюсь, а он там гораздо лучше себя ведет, чем со мной. Во-первых, он там ЕСТ. Причем воспитательница говорит, что старается съесть первый и поднимает тарелку похвастаться! А дома я за ним бегаю с ложкой! Во-вторых, он сам ОДЕВАЕТСЯ! Дома может часами ходить в одном носке! Такое впечатление,что всеми плодами моего воспитания и моих усилий пользуются воспитатели в садике: я с ним дома борюсь, а там –«Какой у вас самостоятельный, развитыйребенок!». Дело в том, что в садикеребенокчасто видит именно то место, где его готовы воспринять таким, каким он себя ПОКАЖЕТ.
3. ЧАСТЫЕ БОЛЕЗНИ.
Ребенокначинает болеть буквально с первых дней посещения садика: «неделя в садике - неделя(а порой и две)дома». Многиеродители сетуют на садик: мол, недосмотрели, сквозняки, детей заболевших принимают, инфекция. Считая, что дело в конкретном садике,родители переводят ребенка в другой, в третий, но ситуация радикально не меняется. Почему? Чаще всего виноват не садик, а сама ситуация переходаребенкак самостоятельному пребыванию где-то безродителей. Как известно, физическое и психическое развитиеребенка взаимосвязаны, и организмребенкаиногда помогает ему справляться с тревогами и переживаниями. Чаще всего болеют именно те дети, которые не очень сильно капризничают и плачут, не выражая явно, словами и слезами, нежелание идти в садик. Это«послушные»дети, они хотят, чтобы мамы и папы были довольны их самостоятельностью, и стараются их не расстраивать. Но еслиадаптация для такого ребенка происходит сложно, организм дает эмоциям«передышку»:ребенок болеет, остается дома. Многиеродители замечают, что спустя несколько месяцев после того, какребенок пошел в садик, он болеет все реже и становится активнее, разговорчивее, взрослее.
Помните, что с началом посещениядетскогосада ребёнок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребёнку дома, читайте, играйте, смотрите вместе мультики, делайте домашнюю работу.
Подчеркивайте, каким большим и умелым стал ваш малыш, как пошел вдетский сад, каким он стал сильным, смелым и умным, как многому он учится каждый день вдетском саду.
Будьте нежны, терпеливы и доброжелательны!