Воспитатель | Воспитатель | Помощник воспитателя |
Гришакова Анна Юрьевна |
Паламарчук Ирина Викторовна |
Желудова Светлана Сергеевна |
Пешеходы – самая незащищенная категория участников дорожного движения. И в целях снижения количества ДТП с участием детей-пешеходов и популяризации использования юными пешеходами светоотражающих элементов регулярно проводятся информационно-пропагандистские акции «Засветись, стань заметней на дороге!».
Световозвращатель на одежде - на сегодняшний день реальный способ уберечь ребенка от травмы на неосвещенной дороге. Принцип действия его основан на том, что свет, попадая на ребристую поверхность из специального пластика, концентрируется и отражается в виде узкого пучка. Когда фары автомобиля «выхватывают» пусть даже маленький световозвращатель, водитель издалека видит яркую световую точку. Поэтому шансы, что пешеход или велосипедист будут замечены, увеличиваются во много раз.
>>
Почти перед каждым родителем когда-либо вставал вопрос: «как приучить ребенка к порядку?». Порой, это бывает непросто. Ведь объяснить малышу, что фантики от конфет необходимо выбрасывать, а не оставлять их лежать на столе или диване, а разбросанные игрушки нужно аккуратно расставить на прежние места — сложная и не всем посильная задача. Притом, чем раньше вы займетесь данным процессом, тем больших результатов вам удастся достичь, и тем меньше времени это займет.
Прежде всего, давайте выясним, для чего нужно приучать детей к порядку? Есть по крайней мере несколько причин, по которым необходимо приучать ребенка к аккуратности. Психологи говорят, что уборка не просто полезна, она необходима для становления личности.
Во-первых, порядок развивает. Мышление ребенка устроено таким образом, что его развитие происходит путем упорядочивания всего, что он видит. Если он постоянно видит перед собой хаос, то и развитие его замедляется.
Во-вторых, надо учиться жить с людьми. В течение жизни вашему ребенку придется много раз оказываться в ситуациях, когда необходимо существовать бок о бок с другими людьми.
Для того чтобы неаккуратность не мешала вашему ребенку строить с ними отношения, важно научить его правильно организовать свою жизнь. Иначе из него вырастет эгоистичный и безответственный человек, который с радостью свалит дела сначала на вас, а потом на жену или мужа. Приучая ребёнка к порядку, вы помогаете ему стать более самостоятельными и уверенными в себе. К тому же обретаете старательного помощника.
Работа по дому
Cовместная с малышом работа по дому не просто полезна, а необходима для нормального процесса становления личности. Не раздражайтесь в случае отказа ребёнка собирать машинки или куклы, просто предложите ему свою помощь: «Я понимаю, как тебе сложно выполнять эту работу одному, но, если мы убираем игрушки вместе — этот процесс занимает гораздо меньше времени! Давай поможем друг другу!». Так малыш, во-первых, почувствует свою значимость (ведь он может быть кому-то полезен), а во-вторых, трудное для него задание будет действительно выполнено намного быстрее. Если вы не хотите, чтобы ребенок вырос эгоистом или безответственным человеком, который в будущем с радостью будет переваливать ответственность на других, стоит доверять ему посильную работу. Так вы наоборот помогаете ему становиться более самостоятельным, ответственным, а, значит, и более уверенным в себе.
Начинать приучать ребенка к чистоте и порядку нужно не позднее 2–5 лет, а к посильному труду по дому — с 2–3 лет, когда дети воспринимают данный процесс за увлекательную игру и выполняют с удовольствием все поручения взрослых.
Не отказывайтесь от помощи ребёнка
Если вы занимаетесь какими-либо домашними делами и видите, что ребенок пытается повторять ваши действия, не останавливайте его! Наоборот, необходимо всячески поощрять стремления малыша оказать вам посильную помощь. Давайте малышу задания, руководствуясь принципом: от более простого к более сложному. Для начала, попросите малыша собрать раскиданные по комнате игрушки. Он непременно справится и не начнет капризничать, если превратить весь этот процесс в занимательную игру. В виде игры уборка в доме, выполняемая ребёнком, будет происходить гораздо быстрее, чем под строгим надсмотром взрослых! Например, предложите малышу построить большой гараж, где его машинки будут спокойно спать до завтрашнего утра. Даже, если в первый день он уберет только одну — две игрушки, а вы— все остальные, то не стоит расстраиваться. В следующий раз попросите его быть более усердным.
Нередко, малыш может упрямиться, лениться и даже устраивать истерики, что очень характерно для детей 2–3 лет. Не стоит раздражаться. Расскажите ребенку какую-нибудь увлекательную историю о том, что один мальчик не хотел собирать игрушки и ставить их на свои места, и однажды ночью они от него ушли. Только, когда малыш пообещал исправиться— тевернулись на прежние места.
Для того, чтобы ребенок имел представление отом— что икуда ему необходимо складывать, необходимо сделать всю мебель вдетской комнате крайне функциональной: полки дли книг, выдвижной ящик для игрушек маленького размера, большое отделение шкафа— для крупных мягких игрушеки т. д.Возможно, вам придется оснащать комнату для ребенка стеллажами или открытыми полками, что позволит гораздо быстрее достичь результата, ноповерьте, вскоре ввашем доме воцарится чистота ипорядок.
Вот несколько правил для достижения порядка:
Личный пример
Помните, что для малыша самым важным является то, что делают мама и папа. И чаще всего, если взрослые не придерживаются тех правил, которые сами декларируют, то и ребёнок не станет им следовать. Но родителям никогда не поздно начать менять свои привычки. Ребёнок – очень гибкое создание, его поведение изменится вслед за вашим. Избавьте ребенка от занудной обязанности убирать квартиру в одиночку, лучше делать это всем вместе ведь в компании вся работа спорится быстрее и веселее. Вы сможете на практике показать ему, как и что делать. И тогда он поймет все быстрее, чем если бы вы объясняли ему словами. Чтобы уборка была не такой скучной, делайте ее вместе, беседуя на любые темы. Или предложите включить музыку, аудиокнигу, так время пролетит намного быстрее.
Всё нужно объяснять
Вы должны не только подавать ребенку хороший пример обращения с вещами, но и объяснять, почему вы это делаете. Только тогда ребенок будет поддерживать порядок не механически, а вполне сознательно. Расскажите ребенку, у всех вещей есть свое место, в котором они должны храниться. Объясните, почему надо класть вещи на место: потому что иначе в нужный момент вы их не найдете. Объясните, что надо оставлять за собой все в том же виде, как было (закрывать дверцы, не бросать открытым тюбик зубной пасты). Потому что другой человек тоже захочет этим воспользоваться, и ему может быть неприятно.
Расскажите ребенку про пыль: она вредна (в пыли живут клещи, которые вызывают аллергию). Когда вы хотите добиться, чтобы ребенок сделал именно то, что нужно, задавайте четкие условия выполнения задачи. Не говорите: «Приберись в комнате». Замените на: «Собери игрушки, поставь книги и тетради на полку, положи одежду в шкаф, вытри стол, убрав с него фантики и кружку с чаем, и пропылесось ковер».
Порядок – это удобно
Слова «нужно», «необходимо» маленькому ребёнку трудно понять. Лучше объясните, что, если у кукол, карандашей и книжек будут свои домики, они не потеряются и не сломаются.
Не мешайте ребёнку подражать
Любой ребенок деятелен от природы: в нем заложен инстинкт подражания взрослым. Именно поэтому он бросается помогать нам или копировать наши действия. Если в этот момент он услышит «Не лезь!», «Ты еще маленький» или «У тебя не получится», этот порыв будет пресечен на корню. Не отказывайте ребёнку, когда он предлагает вам свою неумелую помощь!
Убираемся играя
Придумывайте разные сценарии для уборки игрушек (например, мягкие игрушки отправляются «на другую планету» - в коробку). Устраивайте конкурсы (кто положит игрушки в ящик быстрее).
Поддерживать порядок должно быть легко
Обустройте свою квартиру так, чтобы содержать ее в порядке было легко и приятно: держите мелкие вещицы в шкафах или на застекленных полках;
заведите много коробок и контейнеров для мелких вещей не держите «на поверхности» сразу все детские игрушки: часть из них нужно прятать на верхние полки, а когда ребенок уже успеет их подзабыть, менять «экспозицию».
Предоставьте свободу выбора
Разрешите ребенку определить самому, где какие вещи у него будут лежать: выбрать ящик для машинок, полочку для нижнего белья или место для любимых книжек. Это позволит ребенку почувствовать себя полноправным хозяином своего маленького мира, ему будет легче ориентироваться в своих вещах и содержать их в порядке.
Сказки и стихи
Призовите на помощь персонажей мультиков и книг. Читайте детям такие сказки как «Федорино горе», «Мойдодыр». В них высмеиваются грязнули, лентяи и неряхи. Ваш ребенок ни за что не захочет быть такими, как персонажи этих сказок. А значит и приучить к порядку его будет легче.
Помните! Приучение ребенка к поддержанию порядка на окружающем его пространстве должно быть постоянным процессом – только так можно сформировать привычку. И ещё, не стоит давать ребенку обещаний вознаграждения за труд. Таким образом, ваш ребенок может потом просто отказаться работать просто так.
Агрессия – мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), а также моральный ущерб живым существам (негативные переживания, состояние напряженности, подавленности, страха).
Педагоги отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, педагоги просто не знают, как справиться с их поведением.
Некоторые дети часто отбирают у других детей игрушки, толкаются, дерутся, они очень подвижные и шумные. Никакие призывы «вести себя хорошо» не помогают. А если взрослые пытаются утихомирить такого разбушевавшегося ребенка силой, он начинает громко кричать, топать ногами, брыкаться, даже кусаться. Это только внешний, всем очевидный портрет маленького ребенка. Но что же заставляет его так себя вести, что твориться в его душе?
Агрессия может быть направлена на того, кто мешает достижению цели, на окружающие предметы, на тех, кто не виноват, а просто «подвернулся под руку» или на самого себя.
Виды агрессии:
- Вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях:
- жалобы;
- демонстративный крик, направленный на устранение сверстника;
- оскорбления и унижения другого;
- дразнилки;
- оскорбления.
- Физическая агрессия направлена на принесение какого-либо ущерба другому, через физические действия. Это:
- разрушение продуктов деятельности другого (например, один ребенок разломал постройку из кубиков другого);
- уничтожение или порча чужих вещей (например, ребенок с силой бросает на пол чужую машинку).
А также - непосредственное нападение на другого, и нанесение ему физической боли и унижения:
- угрозы и запугивание (например, один ребенок показывает кулак другому или пугает его);
- драка, которая у детей может включать укусы, царапанье, хватание за волосы, использование в качестве оружия палок, кубиков и пр.
Какие могут быть причины, по которым ребёнок ведёт себя агрессивно?
Вседозволенность. В семье ребенку разрешают делать все, что вздумается. Правила поведения в детском саду, когда он должен делать то, что велят взрослые, вызывают у ребенка протест, он нервничает, бьет детей, может ударить и воспитателя.
Агрессивность родителей. В семье взрослыми демонстрируется агрессивное поведение. Все вопросы решаются с помощью скандалов. Поведение детей очень точно отражает характеры и привычки родителей. Если дома у родителей по любому поводу ссоры и драки, в группе ребенок будет осваиваться привычным ему способом – кулаками и зубами.
Повышенная эмоциональность. Эти дети легко возбуждаются при малейшем изменении привычных условий жизни, будь то новый магазин игрушек, поездка в другой город или перевод в другой детский сад. Реакция, сопровождающая полученные впечатления, порой непредсказуема. Ребенок может бесконечно смеяться и внезапно заплакать, или наоборот. Может бегать и прыгать, чтобы как-то выплеснуть распирающие эмоции, а может кинуться драться на рядом стоящего ребенка или укусить его.
Задатки лидера. Ребенок хочет, чтобы сверстники его слушались и играли с ним так, как придумал он. Но место лидера в детском коллективе
нужно завоевать, а как – ребенок еще не знает. И начинает завоевывать доступным ему способом – с помощью силы.
Агрессивные мультфильмы или игры. Дети учатся агрессивным реакциям не только не только на реальных примерах, но и на символических. В настоящее время практически не вызывает сомнения тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности детей.
Что же нужно делать с агрессивным поведением?
1. Реагируйте быстро. Если ребёнок поступает неправильно, лучше сразу ему сказать об этом. Главное, что необходимо донести до ребёнка – это связь между его поведением и последствиями. Как бы вы не были рассержены сами, старайтесь не кричать на ребёнка, не шлёпать его и не ругать за непослушание. Такие меры не заставят ребёнка изменить свое поведение, зато вы наглядно покажете, что физическая и вербальная агрессия допустимы, если человек злится. Во избежание этого, лучше покажите ему хороший пример – возьмите себя в руки и спокойно отведите его в сторону и поговорите «на равных».
2. Награждайте за хорошее поведение. Чаще хвалите его за хорошие поступки. Скажите, что вы им гордитесь, причём объясните за что именно.
3. Старайтесь всегда реагировать на агрессивное поведение одинаково. Если вы ведёте себя предсказуемо (например, «Ты снова толкнул Таню, так что посиди на скамейке ещё раз») – ваш ребёнок быстро к этому привыкнет и в итоге осознает, что из-за плохого поведения он лишает себя радости. Это станет для него первым шагом на пути к самоконтролю.
4. Укрепляйте у ребёнка ответственность. Если, например, в порыве своей агрессии ребёнок что-то разбил или раскидал, он должен помочь привести всё в порядок. Только не нужно обозначать это как наказание, скорее это будет последствие за агрессивное поведение. Кроме того, ребёнок должен осознать, что за свои проступки нужно извиняться.
5. Ограничьте просмотр телевизора. Так как агрессивное состояние могут вызвать мультфильмы со злыми героями, игрушки, а также сказки-страшилки.
С детства учите справедливости, доброте и пониманию, при помощи добрых сказок и ролевых игр с позитивными персонажами.
В заключение хотелось бы сказать, дети - это наше отражение. Они копируют наше поведение, поэтому в первую очередь, начните воспитание с себя.